Ежегодно в последнюю полную неделю сентября в мире отмечается Международная неделя глухих, которая в последнее воскресенье сентября завершается Международным днём глухих
Международный день глухих (International Deaf Day), отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября, был учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых (World Federation of the Deaf, WFD). Цель Дня — повышение информированности международного сообщества о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди.
По международной статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков.
На планете 2500 языков. Но есть еще одна форма общения – язык жестов.
Всемирная Федерация глухих в 50-е годы ХХ века разработала систему жестов «Жестуно» для обслуживания международных мероприятий неслышащих: конгрессов, симпозиумов, конференций, спортивных мероприятий.
Первый словарь жестов был опубликован в 1965 году и содержал 300 жестов, 3-е издание 1975 года включало уже 1500 жестов.
Из истории сурдопедагогики
Сурдопедагогика — это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушением слуха. Название этой дисциплины происходит от латинского слова surdus в значении глухой и греческого слова paidagogike, обозначающего науку о воспитании детей.
На протяжении времени совершенствовались системы и методы обучения лиц с нарушением слуха. Х.П. Бонет ввел в процесс обучения детей с нарушением слуха пальцевую азбуку, как воспринимаемую более легко, чем движение губ. Опыт индивидуального обучения неслышащих в Испании обобщен в книге Х.П. Бонета «О природе звуков и искусстве научить глухого говорить» (1620 г.). Дактильная форма речи, используемая X.П. Бонетом в качестве средства обучения, нашла широкое применение в последующей сурдопедагогической практике.
Первые попытки массового обучения неслышащих детей в Беларуси
В 1760 году аббат де Л’Эпе (Charles-Micheldel'Épée) основал первую школу во Франции — Парижский институт глухих (InstitutNationaldeJeunesSourdsdeParis). Аббат был основоположником мимического метода, большим сторонником жестового языка.
К концу 19 века в Беларуси по образцу уже существующих в России училищ были созданы единичные специальные учреждения для детей с нарушением слуха, речи и зрения. Минское училище для неслышащих и заикающихся детей было открыто учительницей С.О. Окунь (в замужестве – С.О. Нисневич) и М.Я. Нисневич. Училище действовало с 1880 по 1906 год.
Витебская школа для неслышащих детей создана слабослышащим выпускником Санкт-Петербургского училища для глухих И.О. Васютовичем (существовала с 1896 по 1917 год).
С 1908 года в Минске работала частная школа для неслышащих детей, созданная сурдопедагогом-энтузиастом Р.В. Слиозбергом, который ранее занимался индивидуальным обучением глухих (неслышащих) в Гомеле. Содержание обучения глухих (неслышащих) и слабослышащих детей в Беларуси включало общеобразовательную подготовку и обучение профессии.
В настоящее время системы и методы обучения лиц с нарушением слуха совершенствуются.
Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на изменения отношения общества к правам и возможностям детей с особенностями психофизического развития. Именно так на современном этапе возникли концепции интеграции и инклюзии (обучение в общем потоке) и билингвизма (двуязычие), который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру, собственный язык (жестовый), собственную систему обучения, ставящую своей целью воспроизводство этой культуры, а не культуры слышащего большинства.
Рассматривая разговорный жестовый язык неслышащих как высокоразвитую лингвистическую систему, сторонники билингвистического подхода отстаивают необходимость ситуации словесно-жестового двуязычия учащихся и обучения словесному языку как второму языку неслышащего ребенка (Г.Л. Зайцева и др.).
Не верьте в тот миф, что глухие замкнуты и необщительны.
Десятки замечательных и великих личностей были неслышащими, потерявшими слух в различном возрасте.
Василий Бубнов – современный неслышащий российский артист (пантомим). Работает во Франции, где очень востребован и популярен. Обладатель международной премии за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства в номинации «Театральное искусство» от благотворительного фонда «Филантроп».
Билл Клинтон (1946 г.р.) – губернатор штата Арканзас США, 42 президент США (страдает тугоухостью на одно ухо, пользуется слуховым аппаратом с цифровым устройством типа «пробка»).
Марли Мэтлин (1965 г.р.) – американская актриса. Она стала первой и единственной неслышащей актрисой, выигравшей премию «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Дети меньшего бога». Её последующая работа в кино и на телевидении принесла ей премии «Золотой глобус», и ещё две номинации, а также четыре номинации на «Эмми». За карьерные достижения была удостоена собственной звезды на Голливудской «Аллее славы». «Единственное, что я не умею делать — это слышать», — говорит она. Это смелое утверждение в действительности является квинтэссенцией ее жизненной позиции.
История знает и другие великие имена. Виктор Гюго — автор «Собора Парижской Богоматери». Людвиг Ван Бетховен — величайший композитор. Антонио Станьоли — один из итальянских художников. Клод-Андре Десен — ранцузский скульптор. Жан-Жак Руссо — французский философ и писатель.
Белорусское общество глухих
Дата создания Бел.Ог – 3 августа 1931 г. – утверждение положения Белорусского объединения глухих. В настоящее время белорусское общество глухих сотрудничает с университетами, школами, проводит с их представителями совместные мероприятия. Общество продолжает работать в различных направлениях: трудоустройство, образование лиц с нарушением слуха, организация их досуга и т.д.
В 2009 году в Минске появился телеканал «Жест-ТВ» для людей с нарушением слуха, созданный при содействии Белорусского общества глухих.Это уникальный канал для людей с нарушением слуха, где с экрана преподают жестовую речь и показывают мультфильмы, фильмы и телевизионные передачи с субтитрами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий